2. Каждый камень должен иметь хотя бы одну "точку свободы" (дамэ) – соседнее по вертикали или горизонтали незанятое пересечение. Соседние, либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят "свободы" между собой.
3. Когда камень/группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски. Запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход), за исключением случая, когда в результате этого хода захватываются камни противника.
4. Правило "ко": запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии.
5. Игрок может отказаться от очередного хода, сказав "пас". Если оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается.
6. Группа камней, к концу партии не снятая с доски, но обречённая на гибель при доигрывании, считается "пленной". Она присоединяется к захваченным игроком камням.
7. Каждый игрок получает количество очков, равное количеству пустых пересечений доски, окружённых камнями только его цвета плюс то количество его камней, которое осталось на доске к концу игры (т. е. не было захвачено). Игрок, набравший больше очков, выигрывает.
Дополнительные правила:
Также существует ряд необязательных правил, которые варьируются от партии к партии и устанавливаются по договорённости игроков или в соответствии с правилами конкретного соревнования:
- Компенсация белому игроку за то что он ходит вторым, "коми". Заключается в том, что в конце игры ему добавляется некоторое количество очков. Одно очко коми соответствует одному пункту территории. Как правило, используется нецелая величина коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. В настоящее время в официальных турнирах партии (за исключением форовых) без коми не практикуются.
[b ]- [/b]Гандикап даёт возможность для интересной игры, даже если силы игроков существенно различаются, он состоит в том, что несколько чёрных камней выставляются на доску до первого хода белых, что даёт чёрным серьёзное преимущество.
- Контроль времени. Впервые он начал использоваться в начале XX века, для чего на партию приглашались специальные ассистенты. В настоящее время уже используются специальные часы (такие же, как и на шахматных партиях), но иногда и играют "по старинке". Время, отведённое на партию, может варьироваться от полутора до трёх часов – в среднем. Дополнительно к основному времени игроку может даваться "байоми" - дополнительное время. Также возможны случаи, когда после истечения основного времени игрок может играть ещё какое-то время, которое выкупается "штрафными очками". Эти очки затем высчитываются из его результата игры. Способ подсчета очков в игре Го Существует три способа подсчёта очков (во всех случаях под "территорией" игрока понимается количество пустых пунктов игрового поля, полностью окружённых его камнями; пустые пункты считаются после снятия с доски "пленных" групп). 1) Территория + количество захваченных камней противника, включая "пленные" камни. 2) Территория + количество своих "живых" камней (то есть камней, выставленных на доску и не взятых противником). 3)Территория + количество камней в чаше у противника (в таком варианте камни, снятые с доски, возвращаются в чашу своего игрока). Как легко заметить, этот способ эквивалентен первому, если первоначально в чашах игроков было равное количество камней. На практике его применение выглядит так: после завершения игры игроки по очереди выставляют на поле камни по определённым правилам (так, чтобы не нарушалась разность количества полей территории). Когда все камни выставлены, победителем становится тот, у кого ещё осталась территория, а разность очков равна количеству пунктов этой территории.) Разность очков, набранных игроками, может различаться максимум на единицу – в зависимости от способа подсчёта, но тем не менее, порядок подсчёта не вполне безразличен. При первом способе ход игрока внутрь собственной территории отнимает у него одно очко, тогда как второй и третий способы к таким ходам безразличны: очко, теряемое от хода в свою территорию, компенсируется изменением количества камней на доске или в чашах. Это отличие само по себе не так важно, но влияет на порядок определения "живых" и "мёртвых" групп по окончании партии.
Правила игры го достаточно просты.
1 Два игрока с камнями черного и белого цвета по очереди размещают их на пересечениях сетки из 19 горизонтальных и 19 вертикальных линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещенные на доске, не перемещаются, но могут быть сняты с нее (см. дальше). Первым ходит тот, кто играет черными камнями.

Пример размещения камней на доске.
2 Каждый камень должен иметь хотя бы одно даме (точку свободы, дыхательный пункт) — соседний по вертикали или горизонтали незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят даме между собой (то есть любое даме любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы).

Кружками помечены даме белой группы,
квадратами — даме черных групп.


Черный снимает группу белых, лишая ее последнего даме.
Запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода захватываются камни противника.
Ход в A черным запрещен
ход в B черным разрешен, он убивает группу белых,
ход в C черным разрешен — не самоубийство.
4 Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии.


Черные не могут сделать следующий ход в A,
т. к. это приведет к повтору позиции
5Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас». Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остается пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки.
6 Группа камней, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обреченная на гибель при доигрывании, считается «пленной». Она присоединяется к захваченным игроком камням.
7По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окруженных камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника. Игрок, набравший больше очков, выигрывает

Пример подсчета территории,
5 белых камней считаются пленными.
На этом правила го заканчиваются, но остается еще один важный принцип, с которым знакомят всех начинающих.
Взгляните на диаграмму:

Каждая из групп черных имеет по два раздельных даме внутри себя. Такие даме называются глазами. Белый по правилам не может ходить внутрь черной группы, это — самоубийство. Т. к. черный имеет два даме, которых его нельзя лишить, то такая группа — бессмертна.
Чего нельзя сказать про группу с одним глазом:


Белый может пойти в глаз, т. к. снимает этим группу черных.
Это фундаментальный принцип го: будучи окруженной группа с одним глазом мертва, группа с двумя глазами — жива. Заметим, что наличие третьего, четвертого и т. д. глаз не влияют на статус группы — она остается живой.
Если вы не все поняли — не огорчайтесь! Пройдя интерактивное обучение вы моментально освоите правила Го и сможете приступить к игре немедленно.
Вышеописанные правила являются наиболее распространенными во всем мире, называются они японскими.