Го
- настольная логическая игра. Как и в шахматах, в ней все зависит от
способности игрока предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии
оптимальный план действий. Древние китайские легенды приписывают ее
изобретение Яо и Шуню, первым из упоминающихся в летописях китайских
правителей (XXVI-XXIII вв. до н. э.). Другие легенды называют автором
Вей ци (одно из китайских названий игры) князя By, изобретателя
иероглифической письменности и игральных карт. Существуют версии,
которые связывают игру с гаданиями и космологией древних китайцев,
считавших жизнь - противоборством двух начал. Некоторые современные
историки предполагают, что игра была придумана математиками Центральной
Азии в III тысячелетии до н. э. и уже из Индии проникла в Китай. Так
или иначе в Китае семена игры упали на благодатную почву. В
исторических хрониках можно найти упоминания о ней как о достойном
времяпрепровождении. Поэты называли ее игрой политиков и дипломатов.
"Вей ци учит человека жить" - так выразил свое отношение к игре знаменитый мыслитель Конфуций.
В народе мастеров игры называли Ци-сей (в
японском произношении Кисей). "Ци" - название игры, "сей" - "святой,
чародей, волшебник". В наше время титул Кисей является одним из самых
престижных. В 581-619 годах н. э. было создано первое десятитомное
руководство по игре,посвященное в основном разбору тактических и
технических приемов. Историки отмечают, что и шахматы, и го переживали
период расцвета в эпохи бурного развития литературы и искусства.
В середине I тысячелетия н. э. игра через
Корею проникла в Японию, где обрела свою вторую родину и современный
вид. Ниже приводится описание модификации игры, известной всему миру
под японским названием ГО. В Японии в VIII веке занятие ею было
приравнено к упражнениям на музыкальных инструментах. Чуть позже были
введены ограничения на атрибуты игры: простолюдинам разрешалось играть
только галькой на грубых, необструганных досках. Затем игра почти на
три века стала исключительной привилегией императорского двора. В музее
древних национальных сокровищ в городе Нара хранится комплект,
изготовленный для императора. Особым великолепием поражает доска,
выполненная из древесины драгоценных пород и богато инкрустированная
изображениями птиц и животных, а камни - из драгоценных камней красного
и белого цветов.
Начиная с XII века го распространяется по
всей стране, ею увлекаются феодалы и воины, монахи и ремесленники,
причем за высокий уровень игры можно было получить денежное
вознаграждение, титул или повышение по службе, что способствовало
развитию теории и практики, появлению профессиональных игроков и
преподавателей. В конце XVI века сильнейшим игроком Японии был Хонинбо
Санся. Когда в 1603 году была учреждена Государственная академия го,
возглавил ее Хонинбо. В рамках академии были сформированы четыре школы,
представители которых разрабатывали теорию игры, воспитывали учеников,
участвовали в регулярно проводившихся матчах и турнирах,
консультировали любителей. Мастер, глава школы, выбирал среди лучших
учеников преемника, который как бы по наследству получал его фамилию.
Так, на смену Хонинбо I
пришел Хонинбо II и так далее.
Тогда же была принята квалификационная
система, существующая и сегодня, по которой игрок получает определенный
разряд - дан: от первого - низшего, до девятого высшего. Система
базируется на форовом принципе. Так, игрок, имеющий 9-й дан, чтобы
партнеры находились в равных условиях, дает игроку 7-го дана один
камень форы (ход), 4-го дана - два камня форы, 1-го - три камня.
Заметим, что по оценке специалистов, каждый ход в начале партии "стоит"
около 10 очков. Даны давались очень скупо, лишь на основе больших и
стабильных успехов. Сильнейшему игроку страны присваивался титул
"мэйдзин", что можно перевести как "виртуоз","мастер", "избранный". За
300 лет звания мэйдзин удостаивались только 9 человек,сейчас этот титул
разыгрывается в турнирах.
Для японцев характерно отношение к го как
к искусству. В классической теории игры, которая закладывалась в то
время, важное значение имел принцип эстетической оценки позиции с точки
зрения гармонии в расположении камней. Играть "некрасиво" считалось
недостойным для профессионала. И действительно, "катачи" - "красивые
формы" в го чаще всего оказываются самыми крепкими и эффективными.
Японские мастера систематизировали основные формы этих построений,
положили их в основу теории дзёсэки - дебютных вариантов в углу.
Выбирая один, наиболее подходящий для данного случая, игрок как бы
творит, а составленная им композиция черно-белых линий на фоне доски
зачастую отвечает всем канонам прекрасного. Недаром первая заповедь го
звучит:"Не стремись выиграть, а стремись сыграть красивую партию".
В конце XIX века Академия го, причисленная к анахронизмам феодального
строя, была закрыта. Возрождение игры началось в 20-х годах, когда в ее
пропаганду включились газеты и журналы. В 1924 году была образована
Ассоциация го Нихон Киин, объединившая как профессионалов, так и
любителей.
Книга двух молодых мастеров Китани и
Гозэйгэна, посвященная теории фусэки (дебюта в го), дала новый толчок в
развитии го. Авторы выдвинули новую концепцию самой сложной части
партии, изложив ее в живой и доступной форме. Стиль игры, предложенный
молодыми мастерами, отличался от стиля классической школы большей
"открытостью", смелостью, боевитостью. Постепенно менялось отношение к
игре - го все больше становилась спортом.
Матч между Китани и Хонинбо Шусаи, сыгранный в 1938 году, воспринимался
современниками как столкновение двух эпох в истории го. Одна партия
игралась в течение полугода. 14 раз игроки возобновляли игру после 3-5
дней перерыва. Контроль времени - 40 часов на партию каждому игроку.
Драматической истории этого поединка, удивительной фигуре непобедимого
Шусаи, проигравшего свой последний матч, посвящен роман Ясунари
Кавабаты "Мэйдзин". Шусаи Хонинбо XXI стал последним наследственным
Хонинбо: он передал титул Ассоциации Нихон Киин, которая устраивает
ежегодные турниры на звание Хонинбо. Телевидение регулярно организует и
показывает турниры с малым контролем времени – по 10 и 15 минут каждому
игроку на всю партию. В стране открыты тысячи клубов,развернута
обширная сеть курсов и школ для всех возрастов и степеней подготовки.
Регламент турниров по го сегодня стал
более жестким: для обычных партий - от 3 до 5 часов каждому игроку, для
особо ответственных поединков от 8 до 10, при этом партия играется два
дня подряд, а перерыв между партиями составляет 7-10 дней. Чтобы
уменьшить отрицательные последствия цейтнотов, была введена система
байоми, по которой на обдумывание каждого хода в цейтноте дается
ограниченное время, например, одна минута. Для любителей го в Японии
ежегодно организуется несколько больших массовых турниров, стать
победителем которых очень почетно. У них своя квалификационная система:
кроме мастерских разрядов - данов, существуют так называемые кю - от
1-го кю - высшего разряда до 10-го кю - низшего. Эта система также
построена на форовом принципе, но разница между разрядами точно равна
количеству камней форы. Например, игрок 5-го дана дает игроку 2-го три
камня форы, а игрок 1-го кю игроку 10-го кю - девять камней. Седьмой
дан является самым высоким у любителей, имеют его в Японии только
четыре человека. Регламент любительских соревнований сильно отличается
от регламента профессиональных: от 30 минут до 2 часов каждому игроку
на партию; байоми, если оно используется, не превышает 30 секунд на
ход. В один день играется несколько партий, поэтому турниры любителей
можно проводить в выходные и праздничные дни.
До конца прошлого века европейцы,
посетившие Японию, рассказывали о го как о какой-то диковинке.
Некоторое время ее называли "облавные шашки", что совершенно не
отражало сути. В 1908 году в Европе вышел учебник по го, написанный
немецким инженером Коршельтом, прожившим много лет в Японии и бравшим
уроки у японского мастера.
У истоков европейского го стояли экс-чемпион мира по шахматам Эммануил
Ласкер и его однофамилец Эдвард Ласкер, международный мастер по
шахматам, создавшие первый в Европе клуб любителей го. Впоследствии
Ласкерам пришлось покинуть Германию, но они не забыли своего увлечения.
Эдварда Ласкера, автора книги "Го и го-моку", считают "отцом"
американского го.
После второй мировой войны игра стала развиваться в Европе бурными
темпами, резко возросло число клубов, начали проводиться соревнования,
образовались национальные ассоциации в Англии, ФРГ, Австрии и
Голландии. В 1956 году была создана Европейская федерация го, которая
ныне объединяет федерации 22 стран, с 1957 года ежегодно проводятся
чемпионаты Европы. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди
любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го.
На русском языке первая брошюра по го
вышла в Петербурге в 1914 году, но большого распространения игра не
получила.
В начале 60-х годов интерес к го возродился: в 1962 году правила игры
напечатал журнал "Юный техник", в 1965 - "Техника - молодежи". В 1965
году группа энтузиастов создала в Ленинграде первую в стране секцию.
Позднее организуются и серьезные соревнования: "Турнир памяти Эммануила
Ласкера", турниры на приз Общества дружбы СССР - Япония, на звание
сильнейшего игрока Ленинграда.
В 1975-1976 годах журнал "Наука и жизнь"
опубликовал серию статей "Школа го". Активисты го в 70 городах страны
образовали секции, в которых проводят работу по пропаганде игры и
обучению новичков. В Ленинграде, Москве, Казани, Петрозаводске, Киеве,
Сочи, Краснодаре проходят турниры, выросли молодые советские мастера.
Пришел и первый успех: аспирант ЛГУ Алексей Лазарев, победитель
конкурса решения задач в журнале "Наука и жизнь" 1975-1976 годов среди
школьников, а теперь один из сильнейших игроков страны, завоевал второе
место на европейском чемпионате по го 1987 года в Гренобле, опередив
при этом большое число игроков 5-х и 6-х данов.
А в 1988 году команда России в составе Валерия Соловьева, Алексея
Лазарева, Виктора Богданова и Георгия Нилова стала чемпионом Европы. И
наконец, в 1989 году была создана Федерация го СССР; игра была
официально признана в стране как вид спорта.