Главная | Регистрация | Вход
Сайт игры ГО,囲碁,围棋,바둑(Tengen)
Google
ad
Меню сайта
baner
сервера
Медиа(кино...)
Каталог Го сайтов
Наш опрос
Какой ваш уровень в Го?
Всего ответов: 80
Категории раздела
статьи [20]
Hikaru No Go [0]
Hikaru No Go
Block title
статьи [20]
Hikaru No Go [0]
Hikaru No Go
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
FLAGI
free counters
Free counters
ANIME
musik
Добавить в Избранн
Главная » Статьи » статьи

Терминология игры Го
Как игра с хорошо развитой теорией, го имеет достаточно объёмную собственную терминологию. Большинство терминов го имеют японское происхождение и в других языках не переводятся, а транслитерируются. В связи с этим у многих из них может быть по несколько вариантов произношения. Иногда кальки с японского используются наряду с транслитерациями.

Японские термины

Адзи (Aji) потенциальная возможность
Адзи Kэси (Aji Keshi) ход, уничтожающий Адзи в построениях соперника
Аки Сан Каку (Aki San Kaku) форма «пустой треугольник»
Амари Гатати (Amari Gatachi) форма кажется хорошей, но мало что дает
Атари (Atari) угроза уничтожения в один ход
Атэ (Ate) практически то же самое, что и Атари
Атэкоми (Atekomi) ход, угрожающий разрезать Косуми
Атэноби (Atenobi) Атари и Ноби
Ацуми (Atsumi) плотность
Бамбо (Bamboo) параллельные двушки, разделенные общими Дамэ

Бёёми (Byo-yomi) дополнительное время на обдумывание ходов в партии
Боси (Boshi) накрывание сверху
Боцуги (Botsugi) соединение трех камней в линию
Варикоми (Warikomi) вклинивание между двумя камнями
Вариути (Wariuchi) ход на стороне, создающий Миаи для построения базы
Варуи (Warui) плохая, неэффективная форма камней
Ватари (Watari) соединение по краю доски
Гайсэй (Gaisei) внешнее влияние

Гобан (Goban) доска или специальный маленький столик из дерева для игры го
Готэ (Gote) ход с потерей темпа
Гудзуми (Guzumi) ситуация, когда «пустой треугольник» оказывается хорошей формой
Гэта (Geta) ловушка для камней
Дайдай Гэйма (Daidai Geima) ход на пункт дальше, чем Огэйма
Дамэ (Dame) нейтральный, ничейный пункт; точка дыхания, степень свободы
Дамэзумари (Damezumari) нехватка, недостаток Дамэ у группы камней
Дан (Dan) ступень мастерства в игре, мастерский уровень
Данго (Dango) плотная, неэффективная масса камней
Дзёсэки (Joseki) локально обоюдоравная стандартная последовательность ходов
Дзиго (Jigo) ничья
Дзингаса (Jingasa) двойной пустой треугольник из 4-х камней в форме шляпы
Дзоку Судзи (Zoku Suji) плохой стиль игры
Дэ (De) проталкивание, ход между двумя камнями соперника
Дэгири (Degiri) комбинация из ход
Иккэн (Ikken) расстояние между камнями, расположенными через один пункт
Иккэн Басами (Ikken Basami) Хасами для камня через один пункт на третьей линии
Иккэн Симари (Ikken Shimari) Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-4
Иккэн Такабасами (Ikken Takabasami) Хасами для камня через один пункт на четвертой линии
Иккэн Тоби (Ikken Tobi) прыжок через пункт (см. Иккэн)
Иси (Ishi) камень
Иси Но Сита (Ishi-no-shita) комбинация с игрой на месте съеденных камней
Итиго Мас (Itigo Masu) форма «Плотницкий квадрат»
Йон- (Yon-) префикс, означающий четыре
Йосу Миру (YosuMiru) пробный ход
Йосэ (Yose) завершающая стадия партии
Кадо (Kado) угол
Какари (Kakari) атака одинокого камня в углу, препятствующая созданию Симари
Какаэ (Kakae) обнимающий ход
Какэ (Kake) надавливающий ход
Какэмэ (Kakeme) ложный глаз
Какэцуги (Kaketsugi) форма «Висячее соединение»
Карами (Karami) раскалывающая атака
Каруи (Karui) легкая форма, без труда образующая два глаза
Катасэнтэ (Katasente) одностороннее Сэнтэ
Катати (Katachi) форма камней
Катацуги (Katatsugi) плотное соединение
Катацуки (Katatsuki) ход по диагонали от камня соперника
Кикаси (Kikashi) ход, требующий обязательного и однозначного ответа
Кири (Kiri) разрезание
Кириноби (Kirinobi) комбинация из ходов Кири и Ноби
Киритигаи (Kiritigai) обоюдное разрезание
Ко (Ko) ситуация и правило: запрещено повторять позицию
Ко-борьба (Ko-fight) борьба вокруг взятия одного камня, связанная с правилом Ко
Когэйма Симари (KogeimaShimari) Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-3
Кодатэ (Kodate) Ко-угроза
Коми (Komi) компенсация в очках за право первого хода
Комоку (Komoku) пункт 3-4
Коригатати (Korigatachi) переконцентрированная форма
Косуми (Kosumi) ход по диагонали от своего камня
Косуми Цукэ (Kosumi Tsuke) ход Косуми с прилипанием к камню соперника
Кэйма (Keima) ход конем на два пункта прямо и один пункт в сторону
Кэйма Ватари (Keima Watari) соединение с помощью Кэйма по краю доски
Кэйма Цуги (Keima Tsugi) соединение с помощью Кэйма
Кэси (Keshi) гашение Мойо соперника, подчистка
Кю (Kyu) ступень любительской классификации, разряды вниз от Сёдан
Магари (Magari) ход, создающий из камней угловую форму

Магари Симоку (Magari Shimoku) у группы один изогнутый глаз в углу из 4-х пунктов

Маннэн Ко (Mannen Ko) тысячелетнее ко
Манэго (Manego) зеркальная стратегия повторения ходов соперника
Миаи (Miai) два равносильных хода (равнозначных пункта)

Мойо (Moyo) наметки территории, обычно в широких рамках
Мокухадзуси (Mokuhazushi) пункт 3-5
Мотикоми (Mochikomi) испорченное вторжение
Мукаи Комоку (Mukai Komoku) симметричное Комоку
Мэ (Me) глаз, внутренний свободный пункт группы
Накадэ (Nakade) создание одного большого глаза, не разбиваемого на два

Нараби (Narabi) удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника

Нигири (Nigiri) розыгрыш цвета перед началом партии
Нидан Банэ (Nidan Bane) двойное Ханэ

Никэн (Niken) интервал в два пункта – на один пункт больше, чем Иккэн

Никэн Басами (Niken Basami) Хасами для камня через два пункта на третьей линии

Никэн Бираки (Niken Biraki) распространение через два пункта от своего камня

Никэн Такабасами (Niken Takabasami) Хасами для камня через два пункта на четвертой линии

Никэн Тоби (Niken Tobi) прыжок через два пункта от своего камня
Нирэнсэй (Nirensei) Фусэки с двумя камнями Хоси на одной стороне

Ноби (Nobi) удлинение от своего камня

Нобикоми (Nobikomi) удлинение в сторону чужой территории

Нозоки (Nozoki) угроза разрезания

Нуки (Nuki) взятие

О-ба (O-ba) большой пункт в Фусэки

Огэйма (Ogeima) большой ход конём – дальше Кэйма на один пункт
Огэйма Симари (Ogeima Shimari) Симари из камней в пунктах 3-4 и 6-3
Одзару (Ozaru) «прыжок обезьяны», Огэйма со второй линии на первую

Ои-отоси (Oi-otoshi) захват (с жертвами) последовательными Атари

Оки (Oki) вбрасывание камня с целью уничтожения глаз

Окито (Okito) жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз

Омои (Omoi) тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами

Осаэ (Osae) блокирующий ход, предупреждающий ноби соперника

Оси (Oshi) толчок, напор, придавливание
Пинцуги (Pintsugi) прямое соединение

Поннуки (Ponnuki) форма, возникающая после взятия одного камня

Рё (Ryo) два, двойной — в сочетаниях на первом месте

Рэйсэй (Reisei) спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие
Сабаки (Sabaki) легкая, эластичная форма

Сагари (Sagari) вытягивание к краю доски со второй или третьей линии

Сангэн Басами (Sangen Basami) Хасами для камня через три пункта на третьей линии

Сангэн Бираки (Sangen Biraki) распространение через три пункта от своего камня
Сангэн Такабасами (Sangen Takabasami) Хасами для камня через три пункта на четвертой линии
Санрэнсэй (Sanrensei) Фусэки с тремя камнями Хоси на одной стороне
Сан-сан (San-san) пункт 3-3
Сару Субэри (Saru Suberi) см. Одзару
Semedori ?
Сасикоми (Sashikomi) вставка
Сёдан (Shodan) первый Дан
Сибори (Shibori)) техника «прессования», сжимание, сдавливание
Сикацу (Shikatsu) «жизнь и смерть», обычно относится к группам камней
Симари (Shimari) ограждение угла из двух камней
Синоги (Shinogi) выход из затруднительного положения
Симэцукэ? (shime-tsuke?) ?
Ситатэ? (shitate?) более слабый игрок
Ситё (Shicho) способ захвата камней, внешне похожий на лестницу
Ситё Атари (Shicho Atari) ход, прерывающий Ситё
Субэри (Suberi) скольжение с помощью Кэйма с третьей линии на вторую
Судзи (Suji) замысел, сюжет, канва
Сусоаки (Susoaki) заглядывание в чужую территорию
Сутэиси (Suteishi) жертва, жертвенные камни
Сэй-моку (Sei-moku) форовые пункты
Сэки (Seki) форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым)
Сэмэай (Semeai) антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание
Сэнтэ (Sente) ход без потери темпа
акамоку (Takamoku) пункт 5-4
Такэфу (Takefu) то же, что и Бамбо

Тасуки (Tasuki) Фусэки, в котором черные занимают противоположные углы

Тати (Tachi) поднятие позиции, «вставание»

Тоби (Tobi) прыжок

Тобидаси (Tobidashi) прыжок наружу, выскакивание

Тобикоми (Tobikomi) прыжок в чужую зону

Тобицукэ (Tobitsuke) прыжок вплотную к камню соперника

Тобимагари (Tobimagari) прыжок, образующий угол

Тосэй (Tosei) «вечная жизнь», бесконечное повторение взятия камней

Тэвари (Tewari) анализ позиции после попарного снятия лишних камней

Тэдомари (Tedomari) последний большой ход в Фусэки или приносящий очки – в йосэ
Тэнгэн (Tengen) центральный пункт доски
Тэнуки (Tenuki) пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте)

Тэсудзи (Tesuji) лучший ход в локальной тактической ситуации

Тюбан (Chuban) средняя стадия партии

Утикаки (Uchikaki) жертва камня на первой линии для разрушения глаз

Утикоми (Uchikomi) вторжение

Утисуги? (Uchisugi?) «перебарщивание», т.е. ход необоснованный, чрезмерно агрессивный
Уттэгаэси (Uttegaeshi?) захват камней созданием Дамэзумари с помощью жертвы

Фукурэ (Fukure) раздутие формы

Фурикавари (Furikawari) размен с участием территорий, групп, сфер влияния

Фусэки (Fuseki) начальная стадия партии

Хазама Тоби (Hazama Tobi) прыжок по диагонали через пункт

Хамэтэ (Hamete) ход-ловушка (обычно объективно не лучший)

Ханами Ко (Hanami Ko) Ко-борьба, в которой одна из сторон ничем не рискует
Ханэ (Hane) Косуми с охватом камня соперника

Ханэдаси (Hanedashi) Ханэ в пояс Кэйма изнутри наружу

Ханэкоми (Hanekomi) Ханэ между двумя камнями соперника

Ханэкэси (Hanekeshi) Контр-Ханэ

Ханэсита (Haneshita) Ханэ снизу

Хасами (Hasami) Атака путем взятия группы соперника в клещи

Хасами Цукэ (Hasami Tsuke) Хасами вплотную

Хики (Hiki) оттягивание к своему камню

Хираки (Hiraki) развитие от своего камня по третьей или четвертой линии

Хонимбо (Honinbo) один из самых престижных го-титулов

Хонтэ (Honte) умелый, искусный; мастер своего дела, профессионал

Хорикоми (Horikomi) тактическая жертва камня, вбрасывание

Хоси (Hoshi) пункт 4-4 или в центре стороны по четвертой линии
Цуги (Tsugi) соединение

Цукэ (Tsuke) ход вплотную к камню соперника (приклеивание)

Цукэ-атари (Tsuke-atari) присоединение к голове группы

Цукэ-гири (Tsuke-giri) Цукэ и Кири

Цукэкоси (Tsukekoshi) Цукэ к талии Кэйма

Цукэ-кэси (Tsuke-keshi) Контр-Цукэ

Цукэ-ноби(Tsuke-nobi) Цукэ и Ноби, а также вид Дзёсэки

Цумэ (Tsume) ход, препятствующий Хираки соперника

Цумэ-го (Tsume-go) задачи на жизнь и смерть

Цуппари (Tsuppari) толчок в бок

Эгури (Eguri) «долото»; ход, выбивающий глазную базу из-под камней

Юруми Ситё (Yurumi Shicho) Ситё, которое не убегает; двухтемповое Ситё

Юсэй (Yusei) превосходство, мощь, господство

Ягура (Yagura) форма «башня», квадрат из камней, расположенных через Иккэн
Исторические термины

Годокоро (Godokoro) особый институт яп. государства, министерство по игре Го (в средние века)
ГоТитулы (Go Titles) титулы, присваиваемые игрокам в Го
Неяпонские (англ.) синонимы

Влияние (Influence) в большей части синоним Гайсэй
Вэйци (Wei Qi) транслитерация китайского названия игры Го не англ.
Вейчи (Wei Qi) еще одна транслитерация китайского названия игры Го не англ.
Гандикап (Handicap) фора, получаемая перед началом игры более слабым игроком
Защёлка (Snapback) комбинация с жертвой, то же самое, что и Уттэгаэси
Плотность (Thickness) то же самое, что и Ацуми
Перебор? (Overplay?) «перебарщивание»,то же самое, что и Утисуги?
Сила (Strength) отсутствие слабостей
Темп? (Tempo?) ход без потери инициативы, синоним Сэнтэ
Категория: статьи | Добавил: Akira5 (2009.11.13)
Просмотров: 3343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]